У одной из моих подруг случилась "локальная финансовая беда", как она сама ее окрестила. Выяснилось, что в феврале ей катастрофически не хватает денег. Просто настолько не хватает, что она не знает, как "сверстать" уже изрядно секвестированный семейный бюджет.
Наверное, на этом месте повествования большинство читателей с полусострадательной, полупрезрительной улыбкой махнет рукой: кто из нас не переживал таких "минут жизни трудных", когда до зарплаты еще дней десять, а семейном кошельке свистит ветер, выдувая оттуда… чуть не написала копейки, но с учетом нынешнего положения дел это не актуально. Так что - выдувая оттуда последние десятки и пятидесятки.
Но проблема моей подруги в том, что ей нужно не только обеспечить себя и маленького сына продуктами до конца месяца и оплатить коммунальные услуги. На ней "висят" еще ежемесячные платежи в банк, составляющие порядка 300 долларов. Могли бы быть меньше, если учесть, что в долг у финансово-кредитной структуры она взяла около 3000 долларов. Однако она сама предпочла минимально сократить срок погашения за счет увеличения размеров ежемесячных платежей. Чтобы не залезать, по ее собственным словам, в "длинную кабалу". По той же причине она наотрез отказалась "перехватить" искомые 300 долларов у кого-нибудь из друзей, заявив, что попытается "выкрутиться" без увеличения общего долгового бремени.
Начитавшись западноевропейской и американской современной прозы, я предложила ей, не мудрствуя лукаво, позвонить в отдел клиентского обслуживания банка-кредитора и объяснить сложившуюся ситуацию. Особо подчеркнув при этом, что речь не идет о потере зарплаты или резком сокращении доходов по другой причине: на повестке дня только временные трудности, вызванные необходимостью оплатить услуги юриста, которого пришлось нанять для раздела имущества. Судя по всему, подобная ситуация для американцев и европейцев не является чем-то принципиально новым, и банки в ряде случаев идут им навстречу. Конечно, при условии, что клиент зарекомендовал себя с хорошей стороны и исправно погашал свои кредитные обязательства до обращения в банк с просьбой об отсрочке платежа.
Однако в банке подруге объяснили, что ничего сделать нельзя: она обязана погашать кредит в соответствие с определенным графиком, и за каждый день просрочки будут начисляться оговоренные пени.
Банк можно понять: в принципе, человек, берущий деньги в долг, должен уметь распорядиться своими доходами так, чтобы подобных "пиковых моментов" не случалось.
Но можно понять и другое: в России финансово-кредитные структуры пока не слишком заинтересованы в удержании клиентов, они берут не столько качеством, сколько числом. И даже "дочки" иностранных банков - а подруга прокредитовалась в одной из них - в данном вопросе придерживаются той же позиции, что и национальные организации. Рост клиентской базы продолжается, в потребительское кредитование втягиваются "свежие" люди. А в Европе и США клиенты уже "поделены", вот и приходится входить в их положение, разрабатывать льготные графики платежей, короче, действительно исполнять ту роль, которую банки приписывают себе в рекламных роликах - друзей, а не заимодавцев.
В принципе, живи мы в стране с развитой экономикой и системой кредитования, насчитывавшей не 15, а 50 или 100 лет, таких проблем не возникло бы еще по одной причине. Моя подруга или любой другой человек, попавший в аналогичную ситуацию, просто пошли бы и взяли кредит в другом банке с тем, чтобы погасить уже имеющийся займ.
Однако в России перекредитование, по признанию самих банкиров, не работает: банки боятся "навешивать" на клиентов несколько долговых обязательств. К тому же, многие клиенты для них являются "новенькими". Бог знает, как они будут справляться с долгами и не возникнет ли у них искушение, погасив "старенький" кредит, отказаться от "новенького". Тем более, что далеко не факт, что банк приложит все силы для "выколачивания" средств: если сумма кредита невелика, на него могут просто махнуть рукой и списать его как "плохой долг".
Понятно, что когда речь идет о 300 долларах, все утрясется само собой - человек "перекрутится", затянет потуже пояс, наконец, преодолеет свое "не хочу" и займет у кого-нибудь искомую сумму до зарплаты. Совсем иное дело, если у тебя, по каким-то причинам, не хватает средств, чтобы совершать ежемесячные платежи по ипотечному кредиту. В нынешней ситуации, когда доллар ведет себя, мягко говоря, нестабильно, даже близкие друзья вряд ли захотят дать в долг несколько тысяч долларов.
А перекредитоваться, как это советует глава Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Семеняка, практически невозможно: банки не уверены, что им вернут "короткие" и сравнительно небольшие долги, что уж говорить о кредитах на крупные суммы, рассчитанных на "длинные" сроки погашения. Особенно в стране, где доходы подавляющей части населения не являются стабильными, и многие живут по принципу "то густо, то пусто"...