Ипотека, Ипотечное кредитование Автокредиты, Автокредитование Кредитные карты Потребительский кредит Кредит на образование Кредит в магазине Бизнес-кредиты Лизинг
на главную
написать письмо
Карта Сайта
Быстрый подбор кредита

Выбор кредита
Кредиты по городам
Карта кредитов
Справочник банков

Выбор займа
Займы по городам
Карта займов
Справочник организаций


Собираетесь взять кредит?
Мой первый кредит
Личный опыт
Законодательство
Словарь
Страхование и кредиты

Столичный лизинг вынужден идти в регионы

18 января 2007 года

Лизинг остается привлекательным механизмом финансирования для многих предприятий. И несмотря на некоторое снижение маржи лизинговых компаний, конкуренция в этой сфере только усиливается. Ужесточению конкуренции способствует выход на российский рынок западных финансовых институтов.

По итогам прошлого года, объем лизинговых операций в России превысил 8,5 млрд долларов, а объем сделок за первое полугодие 2006 года составил порядка 5 млрд долларов. Именно такой объем финансирования рынок уже "переварил" в текущем году.

Этот рост сохранится, утверждают эксперты, хотя он и не будет таким бурным, как два года назад, когда темпы развития достигали 80%. По мнению генерального директора "Лизинговой компании Уралсиб" Дмитрия Шицле, темпы роста в 2006 году будут колебаться между 30 и 40%. Однако не менее чем количественные важны показатели качественных изменений на рынке. В текущем году российский рынок лизинга достиг определенной зрелости, приближаясь по своей структуре к рынкам развитых стран.

Банки и лизинг

Сейчас рынок лизинга находится в стадии роста, который обусловлен активностью не только лизинговых компаний, но и банков. Сергей Могильницкий, начальник управления по работе с предприятиями нефтегазовой отрасли Промсвязьбанка, считает, что финансирование лизинговых компаний становится для банков типовой операцией: "Банки охотнее финансируют лизинговые компании, используя их в качестве дополнительного инструмента размещения с пониженным риском, поскольку право собственности на финансируемое имущество принадлежит лизинговой компании, а не заемщику, как при банковском кредите. Разницу между ценой реализации (в случае изъятия имущества) и средствами на ее приобретение можно всегда отрегулировать суммой участия лизингополучателя в лизинговой сделке собственными средствами (аванс)".

Желая еще более ужесточить контроль за финансовыми потоками, многие банки более активно используют практику учреждения собственных лизинговых компаний. На рынке их уже немало: "Альфа-Лизинг", "Авангард-Лизинг", "Внешлизинг", "Номос-Лизинг", "ММБ-Лизинг", "Лизинг-СДМ" и др. Банки сами поставляют клиентов для таких компаний и стремятся к тому, чтобы портфель заказов и качество услуг постоянно повышались.

Кроме того, на рынке появились новые игроки, за которыми стоят западные банки. Международные финансовые институты поняли, что рынок лизинга в России имеет привлекательную рентабельность и приемлемый кредитный риск. "Привлекательность нашего рынка оказалась такой, что не оставила равнодушными иностранцев. В результате мы получили усиление конкуренции по всем ведущим направлениям рынка, прежде всего автомобильного и железнодорожного транспорта", — отмечает главный руководитель проекта управления лизинговых операций Альфа-Банка Юрий Бурлаков.

Маржа снижается

Активная деятельность кредитных организаций в сфере лизинга привела к росту конкуренции на этом рынке и снижению стоимости услуг. Как следствие снизилась маржа лизинговых компаний по сравнению с ситуацией, которая была на рынке два-три года назад. Если в 2001–2002 годах маржа лизинговой компании могла доходить до 6–7% годовых, то сейчас нередки случаи, когда ставки устанавливаются на уровне 2,5–3% годовых в зависимости от суммы сделки, ее продолжительности и степени риска. Кроме того, "сейчас понижается стоимость лизинга в целом, — говорит Александр Кожевников, генеральный директор ОАО "Авангард-Лизинг", — поскольку на российском рынке существенно понижается стоимость денег, а эта составляющая влияет на цену в большей мере. Добавлю, что раньше лизинг считался высокодоходным бизнесом, а сейчас уже сложно говорить об этом. Основное преимущество лизинга для банка — высокая надежность лизинговых операций".

Константин Рыбкин, начальник управления лизинговых проектов Бинбанка, подчеркивает, что о марже лизинговых компаний говорить сложно, поскольку она "прячется" в графике лизинговых платежей: "В целом же такая тенденция присутствует, так как она связана с общей тенденцией снижения процентной ставки по банковским кредитам".

Конкуренция на пользу клиентам

В условиях обостряющейся конкуренции за лизингополучателя на рынке наблюдается снижение ставок, уменьшение авансового платежа, увеличение сроков договоров, дополнение лизинга различными услугами. При этом наиболее значительные изменения произошли в условиях предоставления и географии присутствия автолизинга, рассказывает Дмитрий Шицле ("Лизинговая компания Уралсиб"): "Условия действующих программ по автокредитованию, предлагаемые коммерческими банками, поставили перед лизинговыми компаниями задачу внедрения альтернативных экспресс-программ с возможностью принятия решения по сделке в минимальные сроки. Лизинговые компании ограничиваются проверкой деловой репутации клиента и не вдаются в подробности его финансового состояния. Сегодня скоринг — это необходимость, а не временное маркетинговое решение".

Некоторые лизинговые структуры предлагают клиентам "револьверный" лизинг, то есть лизинг машин и оборудования с длинными сроками амортизации (недвижимость, вагоны и т. д.) на условиях продления договора лизинга после завершения предыдущего с остаточной стоимостью. При этом у клиента есть выбор: либо выкупить имущество по остаточной стоимости в конце срока лизинга, либо продлить лизинг на новый срок.

Перечисленные выше тенденции, по мнению Юрия Бурлакова (Альфа-Банк), особенно заметны в области лизинга железнодорожного транспорта. Аванс по договору лизинга снизился за последний год-полтора с 20–30% до 0–10%, а максимальный срок лизинга увеличился с 5 до 7 лет, а в некоторых случаях даже до 10 лет. При этом в большинстве случаев лизинговые компании не требуют дополнительного обеспечения, принимая дополнительный риск на финансовое состояние лизингополучателя. В связи с этим участники рынка предлагают новые программы.

По мнению Антона Купринова, генерального директора "ММБ-Лизинг", снижается не столько стоимость услуг, сколько стоимость затрат на обслуживание кредитных ресурсов, что переносится на лизингополучателей. "Упрощаются процедуры по стандартным сделкам с высоколиквидным имуществом, таким как лизинг автотранспорта, где риски, связанные с "поверхностным" анализом финансового состояния лизингополучателей, минимизируются большей маржой, большим количеством клиентов и относительно небольшой суммой сделки, обеспеченной высоколиквидным залогом. В отношении более сложного и менее ликвидного оборудования наоборот, лизинговые компании стали более тщательно относиться к рассмотрению проектов, основываясь на прежнем "горьком опыте". Для небольших клиентов, в особенности региональных, сотрудничество с крупной лизинговой компанией кроме всего прочего дает преимущества при работе с поставщиками оборудования, так как опыт специалистов лизинговой компании позволяет лизингополучателям избежать проблем, связанных с непоставкой оборудования продавцом или неисполнением продавцом условий контракта", — говорит эксперт.

Из Москвы в регионы

Еще совсем недавно рынок лизинговых услуг был сконцентрирован в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в последнее время вследствие усилившейся конкуренции лизинговые компании двинулись в регионы. По некоторым оценкам, московские и питерские компании более половины сделок заключают в регионах.

Именно за счет регионов, подчеркивает Сергей Могильницкий (Промсвязьбанк), лизинговые компании имеют возможность существенно увеличить объемы операций. При этом успешная работа в регионах зависит от наличия там отделений лизинговой компании или грамотных уполномоченных представителей в филиалах банков, где существуют отлаженные технологии взаимоотношений с головным офисом при проработке и реализации лизинговых сделок.

Юрий Бурлаков (Альфа-Банк) отмечает, что традиционно наибольшее внимание уделяется Уралу, Сибири и Поволжью. "К сотрудничеству в регионах активно привлекаются средние и малые предприятия. В перспективе мы ожидаем заметного расширения географии операций лизинговых компаний за счет открытия своих представительств, филиалов, а также поглощений региональных операторов, обладающих определенным "клиентским багажом", — говорит специалист.

Лидеры роста

Самым активным потребителем лизинговых услуг на российском рынке остается транспортный сектор: железнодорожный, автомобильный, воздушный. На него выпадает почти 50% всех сделок. Это неудивительно, поскольку финансовая аренда средств транспорта во всем мире считается наименее рискованным финансовым инструментом.

Лидером роста является железнодорожный транспорт. Спрос на подвижной состав превзошел прогнозы специалистов. В 2003 году удельный вес этого сектора составил 9,5%, в 2004 году — около 23%, а в 2005 году объем сделок вырос, по данным агентства "Эксперт РА", в пять раз и достиг 1,9 млрд долларов. Основным двигателем лизинга стала инвестпрограмма ОАО "РЖД", стартовавшая в 2003 году с конкурсов по получению вагонов. В 2006 году государственная монополия увеличила свою инвестпрограмму до 25 млрд рублей. Кроме того, увеличению объемов рынка способствовал ряд факторов, включая изменения в законодательстве, возможность использовать более "длинные" деньги при финансировании сделок, высокий уровень ликвидности передаваемого в лизинг ж.-д. транспорта.

По мнению Юрия Бурлакова (Альфа-Банк), это направление в лизинге останется лидером при некотором снижении темпов роста. Конкуренция в данном секторе будет возрастать, так как здесь заметную активность проявляют лизинговые компании, созданные с участием западных финансовых институтов.


Источник: ww.bdc.ru

НОВОСТИ

29 января 2016 года
В РФ создан Почта Банк

29 января 2016 года
ЦБ и банкиры обнаружили новую схему мошенничества

28 января 2016 года
Прибыль розничных банков в 2015 году оказалась в 2,5 раза меньше, чем в 2014 году

25 января 2016 года
Симановский: создание нового госбанка не изменит долю государства на этом рынке

21 января 2016 года
ЦБ отозвал лицензии у трех банков

ПУБЛИКАЦИИ

28 марта 2014 года
Поручительство: как не вырыть себе яму

27 марта 2014 года
Что делать, если больше не можешь платить за кредит

17 марта 2014 года
Как узнать свою кредитную историю

7 марта 2014 года
Банк в телефоне

26 марта 2009 года
Уволят - Не уволят?




Заявка на Кредит за 30 минут
Самые выгодные предложения от банков России .

Заполните заявку и получите решение за 30 минут!



Отзывы о Банках
Инна про Россельхозбанк

В связи с отзывом лицензии Русского Международного Банка банком агентом для выплаты по алфавиту нзначен был ...

Ольга про ВТБ 24

Обслуживание отвратительное. Приходится ждать в очереди по полчаса по часу. Банк работает только до 19-00. Оплатить...

Иван про Восточный Экспресс Банк

Имею кредит в данном банке. Так случилось что возникли сложные финансовые проблемы в семье. Я обратился в отделение...

© 2017 “Все кредиты России”
Все права защищены.
О проекте | Реклама | Контакты
Рейтинг@Mail.ru